СОБЫТИЯ
«МОСТ» — это интернет-издание о современной культуре, которое защищает и объясняет новое искусство, говорит о наболевшем и предлагает интересные события Петербурга и Москвы, а также является нашим инфопартнером уже второй год подряд!
С 2018 года в Москве ежегодно проводится фестиваль «Время, вперед!» и его центральное мероприятие — выставка «Искусство труда» в залах Союза художников России в Новой Третьяковке. Издание "МОСТ" поговорили с Татьяной Авдеевой, куратором фестиваля, о процессе организации фестиваля и выставки, о производственных пленэрах для участников и о том, как изменился фестиваль за 5 лет и что его может ждать в будущем.
Как и когда родилась идея создания фестиваля, посвященного труду и промышленности через призму искусства?
Это был 2018 год. Идея появилась, как ни странно, у промышленника — Константина Анатольевича Бабкина. Константин Анатольевич — совладелец завода Ростсельмаш, и поэтому он верно подметил то, насколько незаслуженно тема труда исчезла не только из искусства, но и из поля зрения обывателя в целом. Сейчас рабочие профессии — далеко не самый популярный выбор будущего для молодых людей, в то время как наше производство уже давно не стоит на месте и обеспечивает достойное будущее, условия труда, перспективы. Идея создания фестиваля была выдвинута на обсуждение Анатолию Александровичу Любавину, ректору МГАХИ имени Сурикова. Фестиваль поддержали мгновенно, идея откликнулась и была понята представителями сферы искусства. Это красивая взаимоподдержка, которая продолжается до сих пор.
В вашем фестивале принимают участие различные предприятия со всей России. У вас есть какие-то критерии отбора для этих предприятий? Может, по месту нахождения, сфере промышленности, красочности самого производственного процесса?
Мы стараемся максимально расширять сеть партнерства. Хотелось бы, чтобы в каждом регионе у нас были заводы-партнеры, которые мы можем посетить. Главный критерий отбора — это отношение самого завода к художникам и к тому, что они делают. Если завод относится уважительно к интересам фестиваля и художников, готов рассказывать о себе и показывать свои цеха и рабочих, то это уже полдела.
Мы не ставим акценты только на красивых и современных производствах, художники не приукрашивают реальность на холстах, не выдумывают сюжеты. Они показывают то, что видят. Поэтому мы всегда просим проводить художникам полную экскурсию по действующему предприятию, показывать изнанку без прикрас, объяснять процессы каждого этапа работ. Только тогда художники проникаются атмосферой завода полностью, лучше понимают их людей и процессы, а работы становятся живыми и динамичными.
Мы не делим заводы и по направленности. Раньше это были в основном сельхозмашиностроители, а сегодня это и легкая промышленность, и производство коммунальной техники, и фабрики художественных принадлежностей, и деревообрабатывающие комбинаты, и судостроительные заводы. Мы расширяем список заводов-партнеров и, вместе с этим, список тем и сюжетов. По правде сказать, художников привлекают сами заводы. Это те места, куда в повседневной жизни вход закрыт, «только по пропускам» и только «после длительных согласований». Фестиваль дает прекрасную возможность увидеть все то, что живет, казалось бы, отдельной жизнью. И именно там происходит вся впечатляющая динамика и необычные формы и сюжеты, которые так манят художников. Выехать на индустриальный пленэр — это целая экспедиция, к которой они относятся со всей ответственностью и продумывают то, как подойти к созданию работы, с чего начать, как показать всю эту мощь и красоту.
Вы упомянули, что в рамках подготовки к фестивалю ваши художники нередко приходят на пленэры, на производства, в том числе закрытые. Были ли из-за этого какие-то нестандартные либо напряженные ситуации и как на присутствие художников реагируют сами работники предприятия?
Наши заводы-партнеры тепло принимают художников, бывает и такое, что директор завода проводит экскурсии по заводу самостоятельно, знакомит с сотрудниками. Напряженные ситуации случались, без них никуда. Часто такое возникало из-за непогоды. Была ситуация в Татарстане этим летом. Я посещала пленэр с художниками. Планировался двухдневный пленэр в полях в гостях у компании «Август. Камское Устье». Нам посчастливилось посмотреть на сбор урожая в полях. Дождя не было, но был сильный ветер, у акварелисток быстро высыхали работы и было непросто править то, что они создавали.
Потом у акварелисток закончилась вода. В полях обычно делают искусственные пожарные пруды, мы решили набрать воду оттуда, но до него еще нужно было дойти (такие пруды делают обычно в глубине полей). Там мы встретили стадо коров, удалось написать заодно и их. Что ни пленэр, то приключение. А из каждой напряженной ситуации можно найти выход. А на предприятиях бывают случаи, когда художники хотят написать портрет рабочего, а рабочие не хотят отвлекаться от работы и отказываются, но это нормально. Часто бывают и те, кто с удовольствием позирует, дает себя сфотографировать, чтобы завершить работу в мастерской. Это идеальный вариант. Видеть лица на картинах всегда приятно.
В основном у вас много молодых художников, условно недавних выпускников, либо местные художники из городов России. А были ли у вас в качестве участников художники мирового уровня, кто, например, уже состоялся на европейской либо иной зарубежной арт-сцене?
Такие есть. Например, я вспоминаю художницу Люсинэ Туманян и ее светлую, жизнерадостную работу «Вешний труд». Перед тем, как от Люсинэ поступила заявка на четвертый сезон фестиваля, я встречала ее работы на международном фестивале «Artlife Fest». Они мне еще тогда очень понравились, зацепил ее стиль. Люсинэ активно участвует в международных выставках, у нее есть награды, она признанная художница. И я была рада, что ее работа на тему нашего фестиваля прошла на выставку и участвовала в четвертом сезоне.
Есть и другие достаточно известные художники, их работы покупают и экспонируются за рубежом, но я их обычно не выделяю. Я не делю художников по статусам. Мне интересны сами работы, сюжет, замысел автора, подача, выбор цветов и композиции. Очень часто художник или скульптор может быть родом из глубинки, заниматься только преподавательской деятельностью, но тем не менее его работы будут не менее качественными и интересными, чем у именитых художников. Это же подтверждают и гранты выставки «Искусство труда», которые в итоге получают как художники-профессионалы, так и любители.
Как долго проходит подготовка к итоговой выставке и фестивалю?
Весь год. Конкретно к выставке, плотнее всего, — последние 3-4 месяца. В начале года открывается прием работ, затем художники посещают заводы, собирают материал, после этого — готовят итоговые работы и отправляют заявки. Осенью жюри отбирают лучшие работы, и с этого момента начинается разработка концепции выставки, планирование застройки, подготовка мерча, сбор работ, сбор волонтеров, работа с текстами, рекламной кампанией, экскурсиями, лекторием и так далее. Об этом могу рассказывать долго!
Кто входит в жюри, отбирающее работы, которые по итогу будут экспонироваться?
За 5 лет состав жюри менялся, но сейчас в него входят 3 представителя из промышленной сферы и 3 деятеля искусства. Основной «костяк» жюри, бессменные люди — это идеолог фестиваля, Константин Бабкин, Анатолий Любавин (ректор МГАХИ им. Сурикова) и Сергей Гавриляченко (профессор МГАХИ им. Сурикова). Сейчас из сферы искусства у нас в составе жюри Андрей Ковальчук (Председатель Союза художников России). А из промышленников – Александр Белогорцев (Президент компании «Меркатор») и Дмитрий Теплов (Директор КРМЗ). Получается, что работы оценивают 50 на 50 и деятели искусства, и деятели промышленности. Я считаю, что это правильно.
Есть ли у вас среди художников постоянные участники, которые несколько лет подряд отправляют к вам свои работы и проходят отбор? И кого лично вы из них могли бы отметить как наиболее интересного?
Такие есть. Это верные фестивалю художники, которым, на мой взгляд, как раз тяжелее всего работать. Это непросто — не исчерпать тему и не повториться за все эти годы, при условии, что все они ежегодно присылают специально для фестиваля по несколько работ. Я бы могла отметить Дмитрия Мясникова, художника из Ростова-на-Дону. Каждый год он присылает работы, которые цепляют взгляд, мне нравится его стиль и смысл, который он вкладывает в работы. Еще могу выделить скульптора Алексея Чепашова, он тоже оригинален, интересно играет с формами, материалами своих работ и даже светом.
Как фестиваль изменился за 5 лет и что нового в нем будет проведено в юбилейном сезоне?
Изменений было много, это большой проект, а рос он весьма стремительно. Добавлялись и убирались номинации, менялся состав жюри, площадки проведения выставки, объем площадей и количество работ. Скажу про юбилейный сезон. Добавилась новая номинация «Инсталляция», а также значительно увеличились выставочные площади и срок проведения выставки. Залы увеличились вдвое. Приходите, будет, на что посмотреть и чем заняться. Все изменения будут видны сразу.
Покупают ли работы художников-участников коллекционеры после посещения выставки «Искусство труда»?
Да, покупают. Покупают разные люди. Простые посетители выставки, представители заводов, да и просто те, кому в руки попал каталог и работы заинтересовали. Мне важно, что покупают не только картины, как это привычнее всего, но скульптуры. Покупайте современное искусство! Это дает ему толчок для развития, а художникам дает веру в себя и в свой труд.
Проходят ли у вас параллельно с выставкой в Новой Третьяковке какие-либо активности, может быть на самих предприятиях, которые технически тоже приняли участие в фестивале?
Да, параллельно с выставкой работает лекторий. Художники и искусствоведы проводят лекции и мастер-классы. В этом году посетителей ждет очень интересная программа: мы запланировали мастер-классы и для взрослых, и для детей, интересные лекции, бесплатные экскурсии по экспозиции. В нашем лектории можно будет научиться реставрировать картины, писать маслом, создать брошь из мозаики, послушать о месте труда в искусстве, о роли коммерции в искусстве и многом другом. С выставки даже можно будет отправить почтовую открытку (почтовый ящик будет находиться прямо рядом с зоной магазина). А все заводы-партнеры мы приглашаем на вернисаж и на выставку, проводим для них экскурсии. Это наши большие коллеги, которым мы всегда рады на финальной выставке. Им интересно встретить свои цеха в стенах музея, это очень необычный опыт. Как когда-то необычным опытом было для художников прогуляться по их цехам, спуститься в шахты или писать их комбайн в поле.
Есть ли у вас какие-то планы по расширению географии итоговой выставки? Условно, чтобы она проходила не только в Москве и не только в Третьяковке?
Безусловно, у меня, как у куратора фестиваля и выставки, такое желание есть. Центром для финальной экспозиции, я думаю, всегда будет Москва. Здесь все начиналось. Но так как география фестиваля обширная, было бы хорошо делать передвижную выставку и показывать работы в разных городах. Хотелось бы заручиться поддержкой региональных музеев или галерей. Дело в том, что в финальную выставку вкладывается много усилий со стороны художников, заводов, организаторов. Было бы логично, чтобы эта работа вытекала и в региональные выставки, чтобы все эти замечательные работы видели не только москвичи и гости столицы, но и люди из регионов, которые как раз чаще и имеют большее отношение к производству и рабочим профессиям. Было бы здорово, если бы герои картин и их реальные прототипы встречались в реальной жизни «лицом к лицу». Именно это и вдохновляет людей, укрепляет идею и веру в ценность каждой профессии. Мы верим в это и делаем все, чтобы в это верили как можно больше людей.
Интервью: Екатерина Сурат, издание "МОСТ"
"Художники не приукрашивают реальность": интервью с куратором
Благодарим онлайн-журнал «МОСТ» за партнерский материал и интервью с нашим куратором Татьяной Авдеевой!«МОСТ» — это интернет-издание о современной культуре, которое защищает и объясняет новое искусство, говорит о наболевшем и предлагает интересные события Петербурга и Москвы, а также является нашим инфопартнером уже второй год подряд!
С 2018 года в Москве ежегодно проводится фестиваль «Время, вперед!» и его центральное мероприятие — выставка «Искусство труда» в залах Союза художников России в Новой Третьяковке. Издание "МОСТ" поговорили с Татьяной Авдеевой, куратором фестиваля, о процессе организации фестиваля и выставки, о производственных пленэрах для участников и о том, как изменился фестиваль за 5 лет и что его может ждать в будущем.
Как и когда родилась идея создания фестиваля, посвященного труду и промышленности через призму искусства?
Это был 2018 год. Идея появилась, как ни странно, у промышленника — Константина Анатольевича Бабкина. Константин Анатольевич — совладелец завода Ростсельмаш, и поэтому он верно подметил то, насколько незаслуженно тема труда исчезла не только из искусства, но и из поля зрения обывателя в целом. Сейчас рабочие профессии — далеко не самый популярный выбор будущего для молодых людей, в то время как наше производство уже давно не стоит на месте и обеспечивает достойное будущее, условия труда, перспективы. Идея создания фестиваля была выдвинута на обсуждение Анатолию Александровичу Любавину, ректору МГАХИ имени Сурикова. Фестиваль поддержали мгновенно, идея откликнулась и была понята представителями сферы искусства. Это красивая взаимоподдержка, которая продолжается до сих пор.
В вашем фестивале принимают участие различные предприятия со всей России. У вас есть какие-то критерии отбора для этих предприятий? Может, по месту нахождения, сфере промышленности, красочности самого производственного процесса?
Мы стараемся максимально расширять сеть партнерства. Хотелось бы, чтобы в каждом регионе у нас были заводы-партнеры, которые мы можем посетить. Главный критерий отбора — это отношение самого завода к художникам и к тому, что они делают. Если завод относится уважительно к интересам фестиваля и художников, готов рассказывать о себе и показывать свои цеха и рабочих, то это уже полдела.
Мы не ставим акценты только на красивых и современных производствах, художники не приукрашивают реальность на холстах, не выдумывают сюжеты. Они показывают то, что видят. Поэтому мы всегда просим проводить художникам полную экскурсию по действующему предприятию, показывать изнанку без прикрас, объяснять процессы каждого этапа работ. Только тогда художники проникаются атмосферой завода полностью, лучше понимают их людей и процессы, а работы становятся живыми и динамичными.
Мы не делим заводы и по направленности. Раньше это были в основном сельхозмашиностроители, а сегодня это и легкая промышленность, и производство коммунальной техники, и фабрики художественных принадлежностей, и деревообрабатывающие комбинаты, и судостроительные заводы. Мы расширяем список заводов-партнеров и, вместе с этим, список тем и сюжетов. По правде сказать, художников привлекают сами заводы. Это те места, куда в повседневной жизни вход закрыт, «только по пропускам» и только «после длительных согласований». Фестиваль дает прекрасную возможность увидеть все то, что живет, казалось бы, отдельной жизнью. И именно там происходит вся впечатляющая динамика и необычные формы и сюжеты, которые так манят художников. Выехать на индустриальный пленэр — это целая экспедиция, к которой они относятся со всей ответственностью и продумывают то, как подойти к созданию работы, с чего начать, как показать всю эту мощь и красоту.
Вы упомянули, что в рамках подготовки к фестивалю ваши художники нередко приходят на пленэры, на производства, в том числе закрытые. Были ли из-за этого какие-то нестандартные либо напряженные ситуации и как на присутствие художников реагируют сами работники предприятия?
Наши заводы-партнеры тепло принимают художников, бывает и такое, что директор завода проводит экскурсии по заводу самостоятельно, знакомит с сотрудниками. Напряженные ситуации случались, без них никуда. Часто такое возникало из-за непогоды. Была ситуация в Татарстане этим летом. Я посещала пленэр с художниками. Планировался двухдневный пленэр в полях в гостях у компании «Август. Камское Устье». Нам посчастливилось посмотреть на сбор урожая в полях. Дождя не было, но был сильный ветер, у акварелисток быстро высыхали работы и было непросто править то, что они создавали.
Потом у акварелисток закончилась вода. В полях обычно делают искусственные пожарные пруды, мы решили набрать воду оттуда, но до него еще нужно было дойти (такие пруды делают обычно в глубине полей). Там мы встретили стадо коров, удалось написать заодно и их. Что ни пленэр, то приключение. А из каждой напряженной ситуации можно найти выход. А на предприятиях бывают случаи, когда художники хотят написать портрет рабочего, а рабочие не хотят отвлекаться от работы и отказываются, но это нормально. Часто бывают и те, кто с удовольствием позирует, дает себя сфотографировать, чтобы завершить работу в мастерской. Это идеальный вариант. Видеть лица на картинах всегда приятно.
В основном у вас много молодых художников, условно недавних выпускников, либо местные художники из городов России. А были ли у вас в качестве участников художники мирового уровня, кто, например, уже состоялся на европейской либо иной зарубежной арт-сцене?
Такие есть. Например, я вспоминаю художницу Люсинэ Туманян и ее светлую, жизнерадостную работу «Вешний труд». Перед тем, как от Люсинэ поступила заявка на четвертый сезон фестиваля, я встречала ее работы на международном фестивале «Artlife Fest». Они мне еще тогда очень понравились, зацепил ее стиль. Люсинэ активно участвует в международных выставках, у нее есть награды, она признанная художница. И я была рада, что ее работа на тему нашего фестиваля прошла на выставку и участвовала в четвертом сезоне.
Есть и другие достаточно известные художники, их работы покупают и экспонируются за рубежом, но я их обычно не выделяю. Я не делю художников по статусам. Мне интересны сами работы, сюжет, замысел автора, подача, выбор цветов и композиции. Очень часто художник или скульптор может быть родом из глубинки, заниматься только преподавательской деятельностью, но тем не менее его работы будут не менее качественными и интересными, чем у именитых художников. Это же подтверждают и гранты выставки «Искусство труда», которые в итоге получают как художники-профессионалы, так и любители.
Как долго проходит подготовка к итоговой выставке и фестивалю?
Весь год. Конкретно к выставке, плотнее всего, — последние 3-4 месяца. В начале года открывается прием работ, затем художники посещают заводы, собирают материал, после этого — готовят итоговые работы и отправляют заявки. Осенью жюри отбирают лучшие работы, и с этого момента начинается разработка концепции выставки, планирование застройки, подготовка мерча, сбор работ, сбор волонтеров, работа с текстами, рекламной кампанией, экскурсиями, лекторием и так далее. Об этом могу рассказывать долго!
Кто входит в жюри, отбирающее работы, которые по итогу будут экспонироваться?
За 5 лет состав жюри менялся, но сейчас в него входят 3 представителя из промышленной сферы и 3 деятеля искусства. Основной «костяк» жюри, бессменные люди — это идеолог фестиваля, Константин Бабкин, Анатолий Любавин (ректор МГАХИ им. Сурикова) и Сергей Гавриляченко (профессор МГАХИ им. Сурикова). Сейчас из сферы искусства у нас в составе жюри Андрей Ковальчук (Председатель Союза художников России). А из промышленников – Александр Белогорцев (Президент компании «Меркатор») и Дмитрий Теплов (Директор КРМЗ). Получается, что работы оценивают 50 на 50 и деятели искусства, и деятели промышленности. Я считаю, что это правильно.
Есть ли у вас среди художников постоянные участники, которые несколько лет подряд отправляют к вам свои работы и проходят отбор? И кого лично вы из них могли бы отметить как наиболее интересного?
Такие есть. Это верные фестивалю художники, которым, на мой взгляд, как раз тяжелее всего работать. Это непросто — не исчерпать тему и не повториться за все эти годы, при условии, что все они ежегодно присылают специально для фестиваля по несколько работ. Я бы могла отметить Дмитрия Мясникова, художника из Ростова-на-Дону. Каждый год он присылает работы, которые цепляют взгляд, мне нравится его стиль и смысл, который он вкладывает в работы. Еще могу выделить скульптора Алексея Чепашова, он тоже оригинален, интересно играет с формами, материалами своих работ и даже светом.
Как фестиваль изменился за 5 лет и что нового в нем будет проведено в юбилейном сезоне?
Изменений было много, это большой проект, а рос он весьма стремительно. Добавлялись и убирались номинации, менялся состав жюри, площадки проведения выставки, объем площадей и количество работ. Скажу про юбилейный сезон. Добавилась новая номинация «Инсталляция», а также значительно увеличились выставочные площади и срок проведения выставки. Залы увеличились вдвое. Приходите, будет, на что посмотреть и чем заняться. Все изменения будут видны сразу.
Покупают ли работы художников-участников коллекционеры после посещения выставки «Искусство труда»?
Да, покупают. Покупают разные люди. Простые посетители выставки, представители заводов, да и просто те, кому в руки попал каталог и работы заинтересовали. Мне важно, что покупают не только картины, как это привычнее всего, но скульптуры. Покупайте современное искусство! Это дает ему толчок для развития, а художникам дает веру в себя и в свой труд.
Проходят ли у вас параллельно с выставкой в Новой Третьяковке какие-либо активности, может быть на самих предприятиях, которые технически тоже приняли участие в фестивале?
Да, параллельно с выставкой работает лекторий. Художники и искусствоведы проводят лекции и мастер-классы. В этом году посетителей ждет очень интересная программа: мы запланировали мастер-классы и для взрослых, и для детей, интересные лекции, бесплатные экскурсии по экспозиции. В нашем лектории можно будет научиться реставрировать картины, писать маслом, создать брошь из мозаики, послушать о месте труда в искусстве, о роли коммерции в искусстве и многом другом. С выставки даже можно будет отправить почтовую открытку (почтовый ящик будет находиться прямо рядом с зоной магазина). А все заводы-партнеры мы приглашаем на вернисаж и на выставку, проводим для них экскурсии. Это наши большие коллеги, которым мы всегда рады на финальной выставке. Им интересно встретить свои цеха в стенах музея, это очень необычный опыт. Как когда-то необычным опытом было для художников прогуляться по их цехам, спуститься в шахты или писать их комбайн в поле.
Есть ли у вас какие-то планы по расширению географии итоговой выставки? Условно, чтобы она проходила не только в Москве и не только в Третьяковке?
Безусловно, у меня, как у куратора фестиваля и выставки, такое желание есть. Центром для финальной экспозиции, я думаю, всегда будет Москва. Здесь все начиналось. Но так как география фестиваля обширная, было бы хорошо делать передвижную выставку и показывать работы в разных городах. Хотелось бы заручиться поддержкой региональных музеев или галерей. Дело в том, что в финальную выставку вкладывается много усилий со стороны художников, заводов, организаторов. Было бы логично, чтобы эта работа вытекала и в региональные выставки, чтобы все эти замечательные работы видели не только москвичи и гости столицы, но и люди из регионов, которые как раз чаще и имеют большее отношение к производству и рабочим профессиям. Было бы здорово, если бы герои картин и их реальные прототипы встречались в реальной жизни «лицом к лицу». Именно это и вдохновляет людей, укрепляет идею и веру в ценность каждой профессии. Мы верим в это и делаем все, чтобы в это верили как можно больше людей.
Интервью: Екатерина Сурат, издание "МОСТ"