СОБЫТИЯ

Художник Дмитрий Мясников: «Хорошо, когда художник знает, что пишет»

Имена многих уроженцев Ростовской области прочно вошли в историю фестиваля «Время, вперед!». Яркие краски, сильный характер, любовь к жизни всегда присутствует в работах донских художников. Один из постоянных участников и лауреатов конкурса, чей почерк невозможно спутать ни с кем — Дмитрий Мясников. Именно его картина «Жнецы жнут» выиграла в первом сезоне фестиваля. Другие работы художника: «Битва за урожай», «Источник бытия» и «Далеко от больших городов» также занимали призовые места в разные годы проведения «Время, вперед!».

В преддверии выставки «Искусство труда», на которой будут объявлены имена победителей 5 сезона фестиваля, журнал Точка ART встретился с Дмитрием Мясниковым и поговорил с ним об источниках вдохновения, любимых сюжетах и больших планах на ближайшее будущее.

Точка ART: Ваш стиль достаточно характерный, как вам удалось добиться индивидуальности в своих работах, при том, что сюжеты всегда разнятся?

Дмитрий Мясников: На мой взгляд, хороший художник о себе не говорит, гораздо больше можно понять по его картинам, но попробую ответить на ваши вопросы. Тема труда и людей земли появилась в моём творчестве, когда ещё не было фестиваля. Всё началось в 2007 году, когда я посетил хутор Задонье Ростовской области. Приехав туда, я ощутил себя как у дедушки с бабушкой, быт был очень похож на мое детство, проведённое на окраине города Таганрога. Чувствовалась Родина, что-то знакомое и понятное. Возможно, это было связано с тем, что Задонье находится на другой стороне Дона — туда необходимо переправляться и жизнь там отчасти «законсервировалась». Остались ещё старые курени, крыши, покрытые камышом — все эти объекты так компактно собрались и вобрали в себя уникальную атмосферу. Конечно, я очень рад, что сегодня есть такая площадка, как «Время, вперед», где можно показать, донести до зрителей эту тему.

Дмитрий Мясников «Багаевские огурцы»
Дмитрий Мясников «Багаевские огурцы»

Точка ART: Если бы вы писали о себе в энциклопедии художников, какими словами себя описали, какие термины сочли нужным упомянуть?

Дмитрий Мясников: Мне хотелось бы думать, что мои работы это — русская современная традиционная реалистичная живопись. Каждый раз, когда работаю в Задонье, я сопереживаю, понимаю, чем живут люди, их радости и горести. При этом в их жизни очень много плюсов — это чистота, свобода, единение с природой, совсем другое восприятие действительности. Приведу пример — в 2012 году я был в хуторе Коныгин, потом уехал учиться в Санкт-Петербург и много лет хотел туда снова вернуться, там пожить, поработать. Приехал в Коныгин только через 9 лет, когда уже закончил обучение и работал в мастерской Академии художеств под руководством Владимира Симоновича Песикова. На хуторе встретил человека, с которым был уже знаком — он помнил меня и ему казалось, что я приезжал только вчера. Так удивительно течет время в тех краях. После этой встречи появилась работа «Открывающий ставни».

Точка ART: Что еще повлияло на становление вашего пути? Был ли у вас когда-нибудь творческий кризис?

Дмитрий Мясников: Конечно, повлияло академическое образование — то, что смог доехать, не испугался, ведь поступил в институт имени И. Е. Репина в достаточно зрелом возрасте. Кроме того, не каждому везет попасть в творческую мастерскую РАХ после обучения.

Вообще обучение в Петербурге было достаточно сложным периодом: трудно учиться, поступать, особенно когда уже окончил училище, Южный Федеральный Университет, стал преподавателем. Однако в один момент я честно сказал себе, что не хватает академических знаний, выбрал Санкт-Петербург, Академию художеств имени Ильи Репина (на тот момент академический институт имени Ильи Ефимовича Репина) за сильные традиции в искусстве. Всё нужно было начинать с нуля. В первый раз не поступил, и был тяжелый период: проблемы с деньгами, житейские вопросы, тогда было сложно — рад что не сломался.

Точка ART: К чьему мнению вы прислушиваетесь касательно вашего творчества и творчества ваших коллег? Кого вы можете считать достойным арбитром в определении качества искусства? Доверяете ли вы художественным критикам?

Дмитрий Мясников: Сейчас я работаю в творческой мастерской станковой живописи РАХ у Владимира Симоновича Песикова. Летом я привозил этюды, где изображены люди, работающие на земле. Академик смотрел, и это настоящий профессиональный взгляд на искусство, ценные советы. Нам интересно работать. В целом академический подход — это наследие русской школы живописи и Советского Союза, когда была система, художникам давались мастерские, зарплата, был какой-то базис.

К сожалению, сегодня художники и культура в целом никому не нужны. Так построено капиталистическое общество. Кто-то делает заказные работы, но они коммерческие, я бы не назвал авторов, которые пишут такие произведения, настоящими художниками.

Дмитрий Мясников «Разинские цепи»
Дмитрий Мясников «Разинские цепи»

Точка ART: Помимо фестиваля «Время, вперед!», о чем вы пишете свои работы? Есть ли среди них картины о созидании, труде?

Дмитрий Мясников: Есть также работы-автопортреты из цикла «Вдали от дома», где пишу себя в зеркале, чокаясь рюмочкой или общаясь с другом по Скайпу — этот цикл также писался во время моей непростой учебы в Санкт-Петербурге. Безусловно, все эти произведения вписываются в канву моего творчества. Я рад, что этот трудный период закончился и сейчас веду трезвый образ жизни — всех к этому призываю. Работы этого цикла не об алкоголизме, а больше об одиночестве, попытка через этот образ показать сложные моменты в жизни человека.

Кстати, в отличие от Ростовской области, в Петербурге все воспринимается на контрасте. Я очень люблю писать свет, что, безусловно, противостоит ленинградской серебристости. Мои работы о жизни, об оптимизме. У людей земли всегда чувствуется этот настрой, несмотря ни на какие проблемы, в том числе — отсутствие работы, трудности с деньгами, развал колхозов и пр.

В целом труд я видел на протяжении всей жизни — это какие-то воспоминания, переживания из детства. Хорошо, когда художник знает, что пишет. Это очень важно.

Точка ART: В чем вы видите ценность и особенность фестиваля? Знакомы ли вы с другими художниками, которые принимают участие в проекте?

Дмитрий Мясников: Радует, что фактически «в пустыне» появилась здоровая идея о проведении фестиваля. Хорошо, что нашёлся круг людей, который видит необходимость в поддержке подобных мероприятий. «Время, вперед!» существует уже пятый год и это серьезный показатель, что процесс запущен и не собирается останавливаться.

Труд — очень важная тема, своеобразное обращение к людям земли, на которых все держится, чьими плодами деятельности мы пользуемся каждый день. Тот же хлеб в магазине сам собой не появляется. Люди земли — суровые ребята, к которым должно быть уважение со всех сторон: и образования, и средств массовой информации, чтобы общество понимало, помогало, чтобы государство повернулось к народу. Сегодня необходимо строить и созидать в своей стране, осознавать, что всё не дается просто, а именно через каждодневный кропотливый труд.

Дмитрий Мясников
Дмитрий Мясников

Точка ART: Вы учились вместе с еще одним финалистом фестиваля — Александром Савеленко. Сейчас вы тоже дружите. Расскажите, влияет ли как-то участие в фестивале на вашу дружбу? Соревнуетесь ли вы друг с другом, знаете ли заранее сюжеты, на которые пишете конкурсные работы, чтобы не повторяться?

Дмитрий Мясников: Я, конечно, показываю Александру работы. Мне очень важен и ценен взгляд со стороны. Он всегда подскажет, направит, если я что-то не то делаю — это идет на пользу произведению. Однако наши работы и сюжеты абсолютно разные. Кроме того, мы уже довольно взрослые, чтобы соревноваться. Мне, конечно, нравится смотреть его картины, а также работы других художников фестиваля. В моём понимании, некоторые из этих произведений — подлинное современное искусство. Из последнего мне приглянулась работа Александра Савеленко, посвященная Центральному рынку — посмотришь на нее и сразу понимаешь: вот он, Ростов-на-Дону.

Точка ART: Поделитесь, вы планируете свое ежегодное участие в следующих сезонах без пауз? Вы сначала решаете участвовать в фестивале, а затем пишете работу под выставку или наоборот — идея приходит сама?

Дмитрий Мясников: Тема труда была в моем творчестве задолго до фестиваля. Однако хорошо, что мероприятие проводится каждый год, поэтому воплощение идеи не размазывается по времени. Сжатые сроки дисциплинируют — именно благодаря этому смог найти силы и закончить последние работы «Далеко от больших городов», «Хутор Задонье» непосредственно к мероприятию.

Точка ART: Есть ли у вас какие-нибудь грандиозные планы на будущее, связанные с живописью?

Дмитрий Мясников: У меня есть идея: организовать персональную выставку в Академии художеств в Итальянском зале в Санкт-Петербурге — показать на этой выставке, как живут люди на земле. Рабочее название: «Думы о земле». Планирую, чтобы потом эти картины поехали в Ростов-на-Дону, в станицы. На мой взгляд, искусство всегда должно опираться на действительность — не должно превращаться в искусство ради искусства. Кроме того, очень хотелось бы, чтобы площадка фестиваля «Время, вперед!» росла, чтобы государство поддерживало художников, чтобы создавали специализированные музеи — только тогда мы получим настоящие качественные изменения во всей стране.


Работы Дмитрия Мясникова будут представлены на выставке «Искусство труда», которая пройдет с 13 по 27 января 2024 года в Западном крыле Новой Третьяковки.

Подробнее о фестивале «Время, вперед!» на официальном сайте мероприятия.

Источник публикации: magazineart.art

Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфидециальности