Мария Головкина: как индустриальное искусство помогает найти свет во тьме

Совсем скоро в Новой Третьяковке откроется выставка "Искусство Труда", проходящая в рамках фестиваля "Время, вперёд!". Постоянные посетители встретят здесь много имён, полюбившихся ещё с прошлых сезонов. Третий год подряд свои работы представит тульская художница Мария Головкина. Мария – призер 2 сезона фестиваля и победительница прошлого года в номинации "Живопись и графика". Мы пообщались с художницей и узнали, почему тема труда занимает важное место в её творчестве, насколько востребованы картины в жанре реалистичного искусства, какую технику она использует и какую работу представила на конкурс в этом году.

Мария, расскажите немного о своем творческом пути: как вы стали художником, с чего начинали и кто повлиял на ваше становление в профессии?

Я родилась в семье художников, где с детства и отец, и дед рисовали. Сначала в художественной школе меня учил папа. Затем я поступила на графический дизайн в Тульский государственный университет. После выпуска работала по специальности, при этом всегда много времени уделяла собственному творчеству – экспериментировала с графикой, создавала свои смешанные техники. Училась в Британской высшей школе дизайна. С 2019 года полностью переключилась на собственные проекты и стала работать как художник.

Как вы узнали о фестивале "Время, вперёд"? Какие работы вы здесь представляли?

О фестивале мне рассказал папа. Раньше как дизайнер я сотрудничала с крупным тульским металлургическим заводом – мне очень близка тема индустриализации, промышленности, интересна фактура, которую можно встретить только на производстве: неожиданные пропорции, динамику, ритмы. При этом важно рисовать то, что я сама видела, что прочувствовала. Первую серию “Каменный уголь” я создала по впечатлениям от увиденного в карьере открытой добычи угля в Киселёвске. Позже, в 2021 году, удалось попасть на пленэр в "Ростсельмаш" – меня поразила работа завода, его масштабы, слаженность производственного процесса, когда предприятие действует как единый механизм. Эти впечатления легли в основу серии "Механика роста", которая и получила награду на фестивале "Время, вперёд!". Думаю, жюри понравился прием, когда реальные механизмы переходят в абстракцию, когда сочетается структурное и хаотичное. 

Как вам кажется, насколько индустриальное реалистичное искусство сегодня актуально? Нужно ли проводить подобные выставки?

Сама тема производства, индустриализации очень важна. Однако нельзя сказать, что подобное реалистичное направление находится в тренде. Возможно, на это влияет экономическая ситуация в стране, где существует огромное количество специальностей, не связанных с производством. Безусловно, я рада, что проводятся подобные мероприятия, поднимают вопросы жизни простого рабочего человека, рассказывают о труде. При этом я против героизации – в моих картинах человек всегда на втором плане, больший акцент сделан на мощь техники. По сравнению с ней люди более хрупкие, уязвимые. Но в то же время каждый человек ценен, он не винтик в этом механизме. Например, на "Ростсельмаше" я познакомилась с мастерами из тракторного цеха, они очень любят свою работу, и чувствуют себя на своём месте, это очень важно – каждый занят своим делом и понимает, насколько ценен его труд. 

Какие отзывы о работах вы получили на фестивале? Что говорили обычные зрители? Востребованы ли картины в жанре реалистичного искусства?

Все шесть работ, выставленных на мероприятии, были приобретены в частные коллекции. Я также получила большое количество отзывов от простых посетителей, от рабочих. Картины производили на них сильное эмоциональное воздействие. Многие говорили об интересной композиции, сочетании предметного и абстрактного, ярких цветов – красного, черного. Мне было важно вызвать неоднозначные эмоции у зрителя и, кажется, это удалось.

Вы работаете в очень интересной технике. Можете рассказать о ней подробнее?

Да, действительно, техника уникальная. Мне очень хотелось добиться нерукотворной фактуры. Я много экспериментировала с разными техниками графики. Потом пришла к работе с воском. Для картин использую очень плотный картон, плавлю воск большими советскими утюгами, добавляю пигмент. Затем  дорабатываю лист масляной пастелью, макетными ножичками. Полотно создается в несколько этапов: эскиз, перенос изображения на воск, работа с воском – на одну картину может уйти до недели.

Мария, спасибо большое за интервью! Последний вопрос: какую работу вы представили на конкурс в этом году? Что, как победитель предыдущего сезона, вы бы могли пожелать участникам выставки?

В этом году мне захотелось поговорить о вечных ценностях. Я знаю, что на заводе "Ростсельмаш" для техники разработана уникальная система ночного видения. Работа этого механизма легла в основу одноименной серии – на картинах изображен комбайн, который во тьме передвигается по полю. Мне показалось, очень актуально – видеть свет, который все равно существует, пробивается, несмотря на ночь и мглу вокруг нас. Я очень рада, что организован такой масштабный фестиваль – это редкое явление, когда художников активно поддерживают, выставляют на такой престижной площадке. Замечательно, что большое число мастеров здесь могут быть увиденными, могут смело выражать свои мысли. Главное – прислушаться к себе и найти тему, которая искренне интересна, и тогда все обязательно получится!