Черствый Борис Анатольевич
Черствый Борис Анатольевич

Борис Черствый родился в Москве в семье дипломата в 1950 году, и детство провел в Афинах в Греции. Для любого художника самый важный период с 6-12 лет, важный именно для формирования мироощущений.

«Мой отец был поклонником греческой культуры, знал древнегреческий и греческий, и работал атташе в посольстве в Афинах, и мы там жили. Он брал нас во все поездки, я видел развалины древних храмов, скульптуры. Это были очень сильные впечатления, и потом вернувшись, я стал рисовать то, что видел», - рассказал Черствый.

 

В 1969 году Борис Черствый окончил Художественную школу при Академии Художеств России, потом поступил в Московскую государственную художественно-промышленную академию имени С. Г. Строганова (тогда оно называлось Московское высшее художественно-промышленное училище) и окончил его в 1977 году по отделению архитектурно-декоративной пластики.

С 1986 года - член Союза Художников России.

 

«Ориентиры на архаику, на древнее искусство у меня были заложены с детства. Древние люди были ближе к природе, и мир воспринимали напрямую, без посредника. Мне хотелось научиться тому же», - говорил скульптор.

В процессе учебы, Черствый уже вырабатывает то, что станет основой его фирменного стиля – минимализм.

«В институте я изучал наскальную живопись, и был поражен, насколько этот минимализм совершенен. Вот рисует древний антилопу, всего одна линия, а ведь все понимаешь и пол животного и его настроение. Мне близок минималистический подход», - признается художник.

 

Скульптура очень трудоемкий вид искусства, которая требует много времени: иногда от момента создания эскиза до конечного результата проходит год или больше.

 

И главное, по мнению скульптора, постораться удержать первоначальное настроение, ощущение, с которым приступал к работе, ну, или найти способ, чтобы сделать скульптуру быстро, на одном дыхании.

Если древней скульптуре было свойственно ощущение наполненности, она была агрессивной и как бы распирала пространство, то в наше время художники ищут другое видение формы. Самый дорогой скульптор в мире Альберто Джакометти, чей бронзовый «Шагающий человек I», тонкий, как спичка, почти лишившийся телесности, был продан за 104,3 миллиона долларов, сделал прорыв в борьбе с агрессией трехмерных арт-объектов (так в ХХI веке стали называть скульптуру). Черствый совершенно независимо (вряд ли в молодые годы он был знаком с творчеством Джакометти, попавшего в топы только недавно) пошел по этому пути.

«Меня интересовал момент, как убрать агрессию из скульптуры, как сделать ее почти невидимой. Любой скульптор вырабатывает определенное восприятие видение мира, а Черствый создавая форму, переносит части своего тела на этот объект», - утверждает автор.

 

 

Черствый живет в своих скульптурах, простых, утонченных на манер Джакометтиевских, но, вместе с тем более прочно стоящих на пьедестале.

Его произведения установлены в городах Одесса, Тернополь, Самара, Нефтекамск.