Анатолий Любавин о миссии фестиваля «Время, вперед!»
Уже который сезон подряд в жюри фестиваля «Время, вперед!» — народный художник России, действительный член Российской Академии художеств, профессор, ректор МГАХИ им.Сурикова Анатолий Александрович Любавин. Хотя мероприятие проходит только четвертый сезон и собирает большое число начинающих художников, даже такой признанный мастер говорит — ему есть чему поучиться у молодого поколения. Мы встретились с Анатолием Александровичем, чтобы обсудить предстоящую выставку «Искусство труда», поговорить, как эволюционировал фестиваль за последнее время и порассуждать, не исчерпал ли себя жанр реалистичного искусства.
Анатолий Александрович, мы встречаемся в преддверии выставки «Искусство труда» в рамках фестиваля «Время, вперёд». Расскажите, пожалуйста, как изменился фестиваль за последнее время? Что нового вы увидели в этом сезоне?
Проект существует не первый год и все больше и больше набирает обороты. В этом сезоне я отсмотрел порядка 600 или 700 работ. Мне показалось, что художники стали не просто создавать картины на производственную тематику, рисовать с натуры, а больше обращать внимание на пластическую, композиционную часть произведения. Достойных работ много — задача выбрать лучшего усложняется. Да, действительно, эволюция мероприятия заметна.
По-вашему, как будет дальше развиваться фестиваль? Не исчерпала ли себя тема труда, жанр реалистичного искусства?
Труд можно изобразить максимально разнообразно. Для этого есть возможность использовать разные техники: живопись, плакат, скульптуру, литографию, чеканку, цифровое искусство — мультимедиа, анимацию и пр. Необходимо, чтобы число номинаций дополнялось. Кроме того, нужно обязательно расширять географию мероприятия — показывать работы в других городах, подключать цифровые каналы коммуникации: например, создавать виртуальные выставки, переводить работы в электронной формат.
На ваш взгляд, какая сегодня миссия у мероприятия? Как бы вы ее определили?
Мне кажется, что основная цель фестиваля — расширить представление о том, что такое труд. Ведь найти красоту и гармонию можно на любом предприятии — каждый завод, фабрика работает как часы. Конечно, производство — это двигатель прогресса, но на самом деле труд — везде, во всех предметах, которые нас окружают. Вот почему картины, посвященные этой теме — не только про профессиональную деятельность человека, но и про другие аспекты жизни: отдых после работы, посещение кафе или Третьяковской галереи. Труд включает все бытие, охватывает все сферы жизнедеятельности.
Как на ваше творчество повлияло членство в жюри фестиваля? Что новое вы для себя почерпнули?
Здесь я впервые открыл для себя мир промышленного производства, с которым раньше был мало знаком — мои горизонты расширились. Часто сотрудники завода не понимают, кому нужна их работа. Отвечу: мне нужен их труд, ведь мы живём в едином пространстве. Один учит детей, другой строит дом, третий подметает улицы. Труд — это тема, которая объединяет людей.
Как вам кажется, зрителю сегодня интересна тема труда? Почему ему важно посещать мероприятия, аналогичные фестивалю «Время, вперёд!» и выставке «Искусство труда»?
Зритель соскучился по этой теме. Зачем сегодня обыватель идёт в галерею? Чтобы увидеть что-то новое, интересное для себя, удивиться, как люди экспериментируют с той или иной тематикой, получить какую-то отдачу. Есть такой интересный момент: многие посетители выставки — сами работники завода. Я не раз слышал, что когда художник посещает производство — повышается дисциплина на предприятии. Люди приходят красивыми, аккуратными на рабочее место, так как видят, что их рисуют. Подобное внимание к себе перерастает в уважение к коллегам, большую гордость и ответственность за коллектив. То есть в какой-то мере, это воспитательный процесс и этим фестивалю, конечно, стоит гордиться.