СОБЫТИЯ

"Обществу нужен созидательный дух". Выставка "Искусство труда" откроется в Новой Третьяковке

Фестиваль современного искусства с социальным смыслом "Время, вперед!" открывает пятый сезон. В январе 2024 года в Новой Третьяковке пройдет выставка "Искусство труда".

Экспозицию представят около 200 работ, как рассказал главный идеолог фестиваля — известный промышленник и один из руководителей "Ростсельмаша" Константин Бабкин, в этом году будут представлены не только живопись и графика, но и скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства за авторством как профессионалов, так и любителей.

Главной же объединяющей силой фестиваля по-прежнему выступает жизнь простого рабочего человека.

"Здесь мало улыбающихся лиц почему-то, не так уж парадно получаются эти картины, и образ далеко не гламурный. Но все равно человек труда — это тот, на котором все держится", — уверен Константин Бабакин.

Как возникла идея единственного фестиваля, который чествует человека труда, кто приходит в галерею, чтобы посмотреть на созидательный труд, представленный современными художниками, и как меняется искусство сегодня, он рассказал в интервью Накануне.RU.

Константин Анатольевич, фестиваль "Время, вперед!" отмечает в этом году юбилей — пять лет. Как возникла идея создания такого проекта, что на это решение повлияло?

— Я люблю живопись, особенно 20 века, у меня есть своя коллекция. В живописи изображается то, чем общество живет, о чем думает. Искусство соразмерно представлениям людей о важном, о проблемах, которые перед ними стоят.

Допустим, художники-передвижники писали про быт обычных людей, они впервые показали жизнь человека невысокого социального уровня — не министра, не дворянина, а продвинули эстетику реализма, который развивался самобытно, показывал жизнь русских людей. Потом уже появилось искусство модерна. Нестеров, Васнецов, национальный романтизм, возврат к русской истории. Это те проблемы, которые волновали общество, те вопросы, которое оно решало в конце 19 века — в начале 20 века. Потом появилась революционная, авангардная живопись. Черный квадрат, абстрактное искусство — тоже определенная ломка взглядов на общество, отбрасывание старых устоев.

Во многих своих интервью вы говорили, что тема труда незаслуженно пропала из сферы искусства. Чем вы это объясняете? Почему так случилось, что со времен СССР мы не видим в галереях, в кино и в музыке сварщиков, комбайнеров и электриков?

— Да, с развитием социализма, во время индустриализации, в сталинское время появился соцреализм. В этот момент все было сосредоточено на развитии, потому главным героем стал человек труда. Дальше на искусстве отразилась уже война, но тема созидателя, ученого, рабочего, инженера всегда была главной в искусстве той эпохи. После войны стиль стал более эмоциональным, менее реалистичным, но все же оставался таковым. Это был хемингуэевский подход к восприятию, лаконичный, четкий, правдивый. Обществу хотелось меньше парадности, больше сдержанных эмоций, что тоже отражало дух времени.

Но после 70-х годов, даже с середины 70-х, мне искусство перестало быть понятным. Те картины, которые рисовали в 80-ые и тем более в 90-ые, мне не хотелось рассматривать, коллекционировать, покупать. Я их не понимал. Потерялся стержень, потерялся целостный взгляд. Я не берусь сформулировать, в чем состояли идеи, которые реализовывали художники. Может быть, копирование западных образцов так повлияло. Но потерялся созидательный дух. Сперва перестали рисовать одухотворенные картины, а потом мы потеряли страну.

Что изменилось сейчас?

— Сейчас я хожу по выставкам современного искусства, и оно меня вообще не трогает — абсолютная пустота в нем, хочется отвернуться. Но общество живет, развивается, современные проблемы есть. Тем более проблемы, с которыми я сталкиваюсь, проблемы развития производства, необходимость экономического возрождения страны, решения социальных вопросов. Общество не стоит на месте, а искусство этого не показывает.

Мы встретились с руководством Московского художественного института имени В. И. Сурикова Анатолием Любавиным, другими профессорами и поговорили о том, что люди работают, трудятся, хотят чего-то добиваться, а в искусстве этого нет. И это неправильно. И мы пригласили студентов и преподавателей суриковского института на "Ростсельмаш". Они приехали, сходили по цехам, порисовали, и из их произведений получилась хорошая выставка. Потом она была показана в других местах, всем понравилось, тема живая и отражает современное состояние общества. Не все проблемы, но созидательную его сторону, а это самое важное, я считаю.

Что такое труд для вас? И что в рамках страны значит простой рабочий человек?

— Мы хотим показывать человека труда с позитивной стороны, а не как человека безысходности, как это было в 90-ые. "Мрачняка" и на других выставках полно. Для человека всегда в радость позитивный, созидательный труд. Но это совсем другое искусство. Здесь мало улыбающихся лиц почему-то. Не так уж парадно получаются эти картины. Образ далеко не гламурный. Изображаются не только рабочие, но и инженеры, люди интеллектуального труда тоже присутствуют на полотнах.

Кто для меня человек труда? Это человек, на котором все держится. Бездельников, блогеров полно и на телевидении, и в интернете, их продвигают, и вырастает поколение "даней милохиных". Для меня это деструктивные образы. А человек труда — это то, на чем общество держится, но, кроме нашего проекта, я что-то других подобных не знаю. Мы важнейшую часть жизни России показываем. Проект выполняет не только эстетическую функцию, но и практическую. Все больше художников вовлекается в фестиваль, все больше предприятий.

То есть вы тем самым поддерживаете не только рабочих, показывая, как важен их труд, но и влияете на искусство? Находится все больше творцов, которые готовы изображать человека труда и отдаваться теме созидания, зная, что их картины не останутся невостребованными?

— Да, я знаю нескольких художников, которые, если бы не поучаствовали в нашем проекте, если бы их картину не выставили в залах Третьяковки, то они, может быть, и бросили бы свою работу. Мы поддерживаем тем самым людей с созидательным направлением мысли.

Пять лет уже фестиваль существует, выставка часто менялась. Расскажите, какие были перемены, с чем они были связаны? Как менялись члены жюри, как проходят процессы на "внутренней кухне"?

— Жюри остается, состав не сильно меняется: действительный член Российской Академии художеств, профессор, ректор МГАХИ им. Сурикова Анатолий Александрович Любавин, народный художник России Сергей Гавриляченко — основа жюри. Кто-то включается в проект, кто-то не может приехать в напряженные предновогодние или новогодние дни, не всем удается реально участвовать в наших проектах. В целом, жюри — это представители искусства и люди, имеющие представительство в промышленности. А "внутренняя кухня" довольно простая — мы коллективно отбираем работы.

Да, мы обсудили человека труда, художников, которые находят вдохновение в теме созидания, и сам проект. А интересно, кто ходит на эти выставки, кому сегодня интересна эта тема? Это обычные люди или сугубо рабочие, промышленники?

— На самом деле, мы не проводили такого среза — кто именно ходит на наши выставки, но мы рады всем. Приходят те же люди, что и ходят в Третьяковку. Молодежи много приходит, что заставляет верить в будущее. Я бы сказал, что молодежь доминирует там, превалирует. Мы возим выставку по регионам, организуем в разных городах выставки из работ участников нашего фестиваля. Каждая экспозиция живет в течение года, так что вы можете представить, сколько людей приходят посмотреть на картины, это разные люди, тема интересна всем. И этот интерес растет, потому и выставка расширяется. Поначалу мы выставляли 50 работ, сейчас их больше 200.

Что нас ждет на выставке в этом году?

— Там будут и скульптуры, и графика, и инсталляции, и прикладное искусство. Беседы и обсуждения будут вести и искусствоведы, и философы, будем рассуждать о путях современного искусства и о пути России — куда ей развиваться, глядя в отражение именно такого искусства, благодаря которому и можно добиваться высот.


Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфидециальности